Субота, 21.10.2017, 13:32
Здолбунівська районна спілка підприємців
| RSS


Меню сайту
Форма входу
Реклама

реклама

Пошук





Головна » 2015 » Жовтень » 15 » Налоговая реформа: что кроется за ее отсутствием
17:55
Налоговая реформа: что кроется за ее отсутствием

И какого мнения о реформе ее авторы, участники рынка и МВФ

Во вторник, 13 октября, заместитель министра финансов Елена Макеева сообщила, что окончательный вариант налоговой реформы будет готов к ноябрю. Эксперты полагают, что фискальные нововведения вступят в силу еще позже – вероятно, за несколько дней до Нового года. Forbes разбирался, почему так долго не могут договориться между собой авторы разных проектов налоговой реформы и Международный валютный фонд.

Налоговая реформа: что кроется за ее отсутствием

Еще в сентябре на рассмотрение Национальному совету реформ при президенте Украины было предоставлено два варианта налоговой реформы. Но оба – вариант, разработанный Минфином, и проект, вышедший из-под пера налогового комитета ВР – были отправлены на доработку. До сегодняшнего дня инициаторам новаций договориться так и не удалось – ни между собой, ни с МВФ, который имеет собственное мнение относительно того, какой должна быть фискальная политика Украины.

Диалога нет

«Налоговая реформа не переносится, просто Минфин в комитете не слышат, идет дискуссия», – сетует Елена Макеева. Что именно из предложений министерства отказывается услышать профильный парламентский комитет, замминистра не уточнила.

По мнению президента Союза налоговых консультантов Украины Леонида Рубаненко, налоговая реформа откладывается потому, что к ее написанию и отработке основных положений боятся допускать высококлассных специалистов-практиков – ведь те подвергают жесткой критике многое из предложенного «новаторами». «Они сразу режут все глупости. А без специалистов – ничего не выходит», – констатирует он.

Вызывает сомнение у аналитиков и новационность последних наработок. «Вариант, предложенный Минфином, не является революционным, как его пытаются представить. Он не решает задачу активизации предпринимательства в Украине. И Минфину сложно доказать состоятельность своего проекта. На этом фоне проект от Нины Южаниной (предложенный налоговым комитетом ВР. – Forbes), в разработке которого приняли участие многие специалисты от общественных организаций, выглядит более приемлемым», – уверен Герман Теслицкий, управляющий партнер ЮК «Правозащита Украина».

По его словам, видимо, понимая, что при голосовании за эти проекты шанс быть принятым выше у проекта Южаниной, правительство старается оттянуть его рассмотрение в надежде на изменение конъюнктуры в ВР.

Налоги ни при чем

Эксперты считают, что реформа затягивается еще по причине неверно расставленных акцентов в отношении того, что же в действительности вредит бизнес-климату в Украине. В частности, предприниматели во время дискуссий нарекали не столько на размер налогов – даже размер ЕСВ оказался не критичен – сколько на администрирование и своевольное поведение налоговых инспекторов и представителей прокураторы. «Главное сейчас – не реформа, а правильное администрирование того, что есть. Нужны отдельные коррективы – снижение ренты по предложениям экспертов МВФ и некоторые технические правки в НДС и налог на прибыль», – указывает Леонид Рубаненко.

Один из налоговых экспертов, пожелавший прокомментировать ситуацию анонимно, поясняет: у Минфина имеются свои мотивы затягивать фискальное реформирование. Причина – в коррупционной составляющей, заложенной во все без исключения схемы взаимодействия деловых кругов и госсектора. Так, на сегодняшний день у налоговых органов есть доступ к бизнесу, который генерирует наличные деньги. И эта наличность идет на дополнительное вознаграждение чиновников. «Ничего не меняется, потому что с помощью Налоговой хорошо финансируются взятки. Бизнес, который не платит налоги, а откупается, в итоге никак не наказывается. Госслужба не выполняет свои обязанности: не наказывает ни олигархов, ни мелких ЧП», – подчеркивает собеседник Forbes.

Для решения этой проблемы, по его словам, желательна кардинальная смена кадрового состава государственных органов – по аналогии с тем, как милиция была заменена полицией. Также следует официально установить высокие зарплаты, чтобы у госслужащих не было стимула брать взятки. «Если это сделать сейчас, то через год мы получим совершенно новую страну», – уверен эксперт.

Еще одной причиной «переноса» налоговой реформы могла стать избирательная кампания. «Депутаты разъехались по округам. И даже если приедут, будут использовать дебаты о Налоговом кодексе для популистских заявлений», – прогнозирует Тарас Козак, президент инвестиционной группы «Универ».

Герман Теслицкий отмечает, что местные выборы играют в этом вопросе не на руку правительству. Предвыборная гонка отвлекает на себя основные временные и человеческие ресурсы отечественного политикума. «Выборы занимают много времени, которого и так нет», – констатирует Теслицкий.

Фактор Фонда

В довершение ко всем вышеописанным сложностям, итоговый вариант реформы никак не может согласовать главный кредитор страны – Международный валютный фонд. Аналитиков Фонда настораживает тот факт, что налоговые поступления в любом случае не обеспечат должного наполнения госбюджета Украины. «МВФ уверен, что не хватит средств перекрыть дыру в бюджете, которая образуется. По подсчетам Нины Южаниной, это 200 млрд грн. Также предлагаемыми вариантами не удастся вывести бизнес из тени», – объясняет собеседник Forbes, пожелавший остаться неназванным.

По его словам, даже если правительство максимально сократит все бюджетные расходы, сумма, необходимая для погашения этой дыры, не появится. А МВФ не готов финансировать Украину в объемах бóльших, чем те, что были оговорены ранее. Кроме того, в Фонде считают, что реформирование украинской налоговой системы должным образом не проводится, и легкая корректировка налоговых основ – это не та реформа, о которой заявлялось ранее.

На восприятие международной общественностью того варианта налоговой реформы, который был предложен правительством, не лучшим образом повлияли громкие заявления Артура Лаффера – недавно назначенного советника министра финансов Украины. В частности, он заявил о необходимости более радикального снижения ставок. «Мне тоже хочется для Украины радикальных решений. Ведь сейчас Украина находится в очень непростой ситуации, а потому ей нужно радикальное сокращение налогов. Если не сейчас, то когда?» – сказал Артур Лаффер в интервью одному из СМИ, чем косвенно подыграл оппонентам правительства – налоговому комитету ВР.

Когда ждать реформу

Участники рынка допускают, что, по сложившейся уже в Украине традиции, налоговую реформу могут принять аж в конце декабря. «В этом году, я думаю, реформы все же будут. И причина – общественное давление, которое станет усиливаться. Очень не хочется принимать новый [Налоговый] кодекс «под елкой», ведь бизнесу нужно подготовиться, настроить свои процедуры, документы и софт под новые правила», – отмечает Тарас Козак.

«Во всяком случае, все стороны настроены на то, чтобы налоговая реформа состоялась. Для правительства это обязательство перед международными партнерами. Для бизнеса – попытка себя спасти. Однако правительство – в режиме нехватки времени», – добавляет Герман Теслицкий. По его словам, вполне возможно, что будет принято решение оставлять до конца года все как есть, верстать бюджет на старой налоговой базе, и все новации переносить на 2016 год. «Уверен, для власти это проигрышный, но вынужденный путь. Таким образом, нас может ожидать еще один тяжелый, серый, малоперспективный год», – опасается эксперт.

«А вообще, все может остаться, как есть. С 1 января просто заработает нормативный режим, который также уменьшает ЕСВ. Налог на прибыль составит 18%, и будет неограниченный перенос убытков», – резюмировал один из налоговых аналитиков.

Переглядів: 99 | Додав: zrsp | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Реклама

Архів записів
Друзі сайту
Інформаційно-розважальний портал м.Здолбунів (новини, реклама, ігри)



Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

У разі передруку матеріалів посилання на zrsp.at.ua обов'язкове.

Copyright MyCorp ©2009 2017